МАРКИРОВКА — это специальная зашифрованная метка на товаре, которая содержит информацию о производителе,
серийный номер и код защиты от взлома. Она помогает всем участникам товарной цепочки быстрее и надежнее
взаимодействовать друг с другом: производителям, дистрибьюторам, поставщикам, розничным торговым точкам, потребителям.
Главная цель проекта - защитить население от поддельной продукции и дать отпор теневому бизнесу и контрафакту.
О том, как наносятся знаки и коды на товар, с помощью каких оборудований они считываются. О выгодах для бизнеса и потребителей,
о сроках реализации, а также о том, как правильно подготовиться к новшеству всем, кто напрямую задействован в
системе маркировки и прослеживаемости товаров, читайте подробнее в данном материале.
Зачем нужна маркировка
Маркировка помогает отслеживать путь товара от производителя к конечному покупателю. Коды маркировки невозможно подделать.
Маркированный продукт — гарантия, что продукт подлинный, а не изготовлен на подпольной фабрике. Государство получает сокращение теневой экономики и как следствие увеличение налоговых поступлений.
Что получают от маркировки бизнес, потребитель и государство
Выгоды для бизнеса
- Добросовестные участники рынка могут увеличить выручку путем освобождения рынка от львиной доли нелегальной продукции
- Защита бренда, так как код маркировки оснащен криптографической защитой, его практически невозможно подделать.
- Переход на электронный документооборот и облегчение процесса отчетности
- Оптимизация цепочек поставок продукции по всей логистической цепи в режиме реального времени и доступ к данным о движении товара
Выгода для потребителей
- Обеспечение покупки проверенной и качественной продукции
- Возможность получать информацию о наличии и цене на товар онлайн
Табачная, алкогольная продукция, лекарства, обувные товары. Это передовые группы товаров, подпадающих под маркировку и систему прослеживаемости.
По причине незаконной торговли табачные изделия становятся доступнее и дешевле, что ставит под риск здоровье граждан и влечет существенные налоговые
потери для государства. Потому ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) в Протоколе о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями также
подтвердила целесообразность и необходимость введения маркировки данной группы товаров.
Как работает маркировка?
Знак на товар наносится в виде DataMatrix-кода. Это двумерное квадратное изображение в виде черных
и белых полей. Маркировка подобна номеру посылки, который ставится на почте: по ней можно отследить
весь путь пакета или коробки до получателя.
Весь путь товара фиксируется на каждом этапе в информационной системе. Код DataMatrix удобен при приемке
и отгрузке товара. DataMatrix на блоке сигарет содержит информацию обо всех пачках, которые лежат
внутри. Код на коробе содержит данные обо всех блоках, которые в него упакованы. То есть, считав один код
на коробе, магазин за одно сканирование принимает сотни пачек.
Для справок: по оценке рабочей группы, в краткосрочном периоде маркировка позволит снизить долю теневого
рынка табачных изделий на 60-70% (по оценке российского Оператора маркировки, ЦРПТ) до 3 млрд тенге.
При этом, маркировка сможет увеличить выручку бизнеса на 15,2 млрд тенге за счет увеличения доли белого
рынка, снижения издержек на поставку и увеличение эффективности цифрового планирования (Согласно
исследованиям Cognizant и BCG, маркировка позволяет увеличить выручку за счет увеличения
эффективности цифрового планирования на 0,75-1,3%, а также снизить издержки поставок на 6,5%).
Дополнительно, маркировка может пополнить бюджет страны на 5,1 млрд тенге путем увеличения
сбора налогов от НДС и акцизных выплат.